Preview

Вестник НГУ. Серия: Информационные технологии

Расширенный поиск

Поддержка принятия решений в учебном процессе вуза на основе когнитивной модели обучения с использованием нейронной сети

https://doi.org/10.25205/1818-7900-2024-22-4-33-48

Аннотация

В работе рассматривается применение технологии нейронных сетей для поддержки принятия решений в учебном процессе вуза с использованием когнитивной модели обучения. Разработано программное решение, цифровой профиль обучающегося на базе электронного портфолио студентов с привлечением алгоритмов искусственного интеллекта, современных веб-технологий, а также когнитивных моделей обучения. Обучение нейронной сети проводилось на подготовленных данных студентов, которые были получены с использованием специально разработанного психодиагностического комплекса. Использование цифрового профиля позволяет студентам отслеживать свой процесс обучения на основе рекомендаций, предлагаемых нейронной сетью, принимать оптимальные решения, строить персонализированные образовательные траектории, а также корректировать образовательные траектории обучения.

Об авторах

А. П. Клишин
Томский государственный педагогический университет
Россия

Клишин Андрей Петрович, кандидат физико-математических наук, заведующий студенческой научно-исследовательской лабораторией информационных технологий

Томск



Е. С. Шталина
Томский государственный педагогический университет
Россия

Шталина Екатерина Сергеевна, бакалавр

Томск



Ф. Дж. Пираков
Томский государственный университет систем и радиоэлектроники
Россия

Пираков Фаррух Джамшедович, аспирант кафедры автоматизации обработки информации

Томск



Л. В. Ахметова
Томский государственный педагогический университет
Россия

Ахметова Людмила Владимировна, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии и развития личности

Томск



Н. Л. Ерёмина
Томский государственный университет
Россия

Ерёмина Наталия Леонидовна, кандидат технических наук, доцент кафедры системного анализа и математического моделирования

Томск



Список литературы

1. Малкова Т. В. Цифровая трансформация как средство модернизации образовательного процесса и достижения качественных изменений в различных аспектах образовательной деятельности // Современная наука. 2023. № 1. С. 46–48.

2. Авдеева З. К., Коврига С. В., Макаренко Д. И., Максимов В. И. Когнитивный подход в управлении // Проблемы управления. 2007. № 3. С. 2–8.

3. Лисовский А. Л. Применение нейросетевых технологий для разработки систем управления // Стратегические решения и риск-менеджмент. 2020. Т. 11, №4. С. 378–389. DOI: 10.17747/2618-947X-2020-4-378-389

4. Шамсутдинова Т. М. Проблемы и перспективы применения нейронных сетей в сфере образования // Открытое образование. 2022. Т. 26, № 6. C. 4–10. DOI: 10.21686/1818-4243-2022-6-4-10

5. Федеральный проект «Искусственный интеллект». Министерство экономического развития РФ. URL: https://ai.gov.ru/strategy/federalnyy-proekt-ii/?ysclid=ly6szfvxwp523566810 (дата обращения: 04.07.2024).

6. Hao G., Kenneth K, Brian J. Learning Factors Analysis – A General Method for Cognitive Model Evaluation and Improvement // Lecture Notes in Computer Science. 2006. Vol. 4053. P. 164–175. DOI: 10.1007/11774303_17

7. Binali T., Tsai C. C., Chang H. Y. University students’ profiles of online learning and their relation to online metacognitive regulation and internet-specific epistemic justification // Computers and Education. 2021. Vol. 175. P. 104315. DOI: 10.1016/j.compedu.2021.104315

8. Zhao Y., Lorente A.P., Gómez M. C. Digital competence in higher education research: A systematic literature review // Computers and Education. 2021. Vol. 168. P. 104212. DOI: 10.1016/j.compedu.2021.104212.

9. Matzavela, V., Alepis E. Decision tree learning through a Predictive Model for Student Academic Performance in Intelligent M-Learning environments // Computers and Education: Artificial Intelligence. 2021. Vol. 2. P. 100035. DOI: 10.1016/j.caeai.2021.100035.

10. Luo Q., Yang J. The Artificial Intelligence and Neural Network in Teaching // Computational intelligence and neuroscience. 2022. 1778562. DOI: 10.1155/2022/1778562.

11. Морозевич Е. С., Коротких В. С., Кузнецова Е. А. Разработка модели формирования индивидуальных образовательных траекторий с использованием методов машинного обучения // Бизнес-информатика. 2022. Т. 16, № 2. C. 21–35. DOI: 10.17323/2587-814X.2022.2.21.35

12. Пираков Ф. Д., Клишин А. П., Ерёмина Н. Л., Клыжко Е. Н. Разработка и применение системы электронного портфолио обучающегося в вузе // Вестник НГУ. Серия: Информационные технологии. 2019. Т. 17, № 4. С. 87–100. DOI 10.25205/1818-7900-2019-17-4-5-87-100

13. Пираков Ф. Д., Шталина Е. С., Клишин А. П. Управление учебным процессом в вузе с использованием цифрового профиля выпускника и электронного портфолио // Прикладная математика и информатика: современные исследования в области естественных и технических наук: сб. материалов IX Междунар. науч.-практ. конф. (школы-семинара) молодых ученых. Тольятти: ТГУ, 2023. С. 489–494.

14. Ахметова Л. В. Когнитивная сфера личности – психологическая основа обучения // Вестник Том. гос. пед. ун-та. 2009. Т. 87, № 9. С. 108–115.

15. Ахметова Л. В., Иванкина Л. И., Языков К. Г. Нейропсихологические и философские основы понятия «когнитивная сфера личности». Томск: НТЛ, 2021. 235 с.


Рецензия

Для цитирования:


Клишин А.П., Шталина Е.С., Пираков Ф.Д., Ахметова Л.В., Ерёмина Н.Л. Поддержка принятия решений в учебном процессе вуза на основе когнитивной модели обучения с использованием нейронной сети. Вестник НГУ. Серия: Информационные технологии. 2024;22(4):33-48. https://doi.org/10.25205/1818-7900-2024-22-4-33-48

For citation:


Klishin A.P., Shtalina E.S., Pirakov F.D., Akhmetova L.V., Eryomina N.L. Decision Support in the Educational Process of the University based on a Cognitive Learning Model using a Neural Network. Vestnik NSU. Series: Information Technologies. 2024;22(4):33-48. (In Russ.) https://doi.org/10.25205/1818-7900-2024-22-4-33-48

Просмотров: 72


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1818-7900 (Print)
ISSN 2410-0420 (Online)