Preview

Вестник НГУ. Серия: Информационные технологии

Расширенный поиск

Мультимедиалекция с интеллектуальным педагогическим агентом – новый подход к организации лекционной работы в вузе

https://doi.org/10.25205/1818-7900-2024-22-4-17-32

Аннотация

Статья посвящена вопросам цифровизации лекционной формы работы в вузе. Показано, что ряд проблем, связанных с современными социальными и личностными трансформациями, ведет к снижению эффективности классической лекции. Предлагается новый подход к лекционному процессу, основанный на применении в учебном процессе мультимедиалекций с интеллектуальным педагогическим агентом. Показано, что применение таких лекций может способствовать повышению эффективности учебных занятий. Для практической проверки эффекта применения подхода осуществляется проектирование и реализация системы обучения, обеспечивающей создание и применение мультимедиалекций. Приводятся сведения об инфологической модели, положенной в основу системы, и ее облачной архитектуре. Описывается работа демонстрационного прототипа проигрывателя мультимедиалекций, включая функциональность педагогического агента. Делается вывод о возможности построения проигрывателя, включая функциональность педагогического агента, работающего на компьютерных устройствах бытового уровня. Приводятся планы дальнейших исследований.

Об авторе

В. Г. Казаков
Новосибирский государственный университет; Сочинский государственный университет
Россия

Казаков Виталий Геннадьевич, кандидат физико-математических наук, доцент кафедры информационных технологий и математики; ведущий научный сотрудник Исследовательского центра в сфере искусственного интеллекта

Новосибирск

Сочи



Список литературы

1. Ибрагимов Г. И., Гайнутдинов Р. Г. Лекция в вузе: теория, история, практика: Монография. Казань: Школа, 2017. 196 с.

2. Маклюэн М. Галактика Гутенберга. Становление человека печатающего. М.: Академический проект, 2005. 496 с.

3. Carr N. Is Google making us stupid? – The Atlantic. July/August 2008. URL: https://web.lib.unb.ca/instruction/bcull/ARTICLES/Reading/GoggleCBCA.pdf (дата обращения: 06.05.2024).

4. Kaplan A. M., Haenlein M. Higher education and the digital revolution: About MOOCs, SPOCs, social media, and the Cookie Monster // Business Horizons. 2016. Vol. 59 (4). P. 441–450. doi:10.1016/j.bushor.2016.03.008

5. Носков И. В., Казаков В. Г., Казаков В. В., Щеглов Ю. А. Веб-студия для создания и применения учебных мультимедиа лекций // Технологии информационного общества в науке, образовании и культуре: Тр. XVII Всерос. объединенной конф. «Интернет и современное общество» (IMS-2014). Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики; Библиотека Российской Академии наук. СПб., 2014. С. 343–346.

6. Chin D. B., Dohmen I. M., Cheng B. H., Oppezzo M. A., Chase C. C., Schwartz D. L. Preparing students for future learning with Teachable Agents // Education Tech Research Dev. 2010. Vol. 58 (6). P. 649–669. doi:10.1007/s11423-010-9154-5

7. Mabanza N., de Wet L. Determining the Usability Effect of Pedagogical Interface Agents on Adult Computer Literacy Training. E-Learning Paradigms and Applications // Studies in Computational Intelligence. 2014. Vol. 528. P. 145–183. doi:10.1007/978-3-642-41965-2

8. Долгая О. И. Искусственный интеллект и обучение в школе: ответ на современные вызовы // Школьные технологии. 2020. Вып. 4. С. 29–38.


Рецензия

Для цитирования:


Казаков В.Г. Мультимедиалекция с интеллектуальным педагогическим агентом – новый подход к организации лекционной работы в вузе. Вестник НГУ. Серия: Информационные технологии. 2024;22(4):17-32. https://doi.org/10.25205/1818-7900-2024-22-4-17-32

For citation:


Kazakov V.G. Multimedia Lecture with an Intelligent Pedagogical Agent – a New Approach to Organizing Lectures at a University. Vestnik NSU. Series: Information Technologies. 2024;22(4):17-32. (In Russ.) https://doi.org/10.25205/1818-7900-2024-22-4-17-32

Просмотров: 48


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1818-7900 (Print)
ISSN 2410-0420 (Online)