Preview

Вестник НГУ. Серия: Информационные технологии

Расширенный поиск

Модульная архитектура системы помощи водителю для эффективного распознавания дорожных знаков

https://doi.org/10.25205/1818-7900-2023-21-3-56-71

Аннотация

Целью исследования является разбор современных подходов к реализации систем помощи водителю, а также реализация архитектуры системы помощи водителю, направленная на распознавание дорожного знака на максимальном удалении от него при сложных погодных условиях, для заблаговременной выдачи обратной связи водителю. В работе рассмотрены основные используемые сигналы при реализации и эксплуатации системы помощи водителю: данные с CAN-шины автомобиля, информация с GPS-приемника, фрагменты видео с цифровой камеры. В представленной модульной архитектуре используются перечисленные источники данных для оценивания дорожной обстановки, а также нейросетевые методы для распознавания дорожных знаков. Представлена модульная архитектура системы помощи водителю, позволяющая оповещать водителя о дорожных знаках. Система оснащена контролем границы полосы для оповещения водителя о знаках, относящихся к прилегающей проезжей части при поворотах. Экспериментально доказано, что представленная в работе модульная архитектура системы помощи водителю не уступает по скорости и точности работы альтернативным системам, выступая в виде комплексного автономного решения.

Об авторах

И. К. Харченко
Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники
Россия

Харченко Игорь Константинович, аспирант кафедры автоматизированных систем управления

Томск



И. Г. Боровской
Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники
Россия

Боровской Игорь Георгиевич, доктор физико-математических наук, профессор, заведующий
кафедрой экономической математики, информатики и статистики

Томск



Е. А. Шельмина
Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники
Россия

Шельмина Елена Александровна, кандидат физико-математических наук, доцент кафедры экономической математики, информатики и статистики

Томск



Список литературы

1. González-Saavedra J. Ph., Figueroa M., Céspedes S., Montejo-Sánchez S. Survey of Cooperative Advanced Driver Assistance Systems: From a Holistic and Systemic Vision // Sensors. 2022. Vol. 22 (8). P. 3040–3080. https://doi.org/10.3390/s22083040

2. Xing Y., Lv C., Wang H., Wang H., Ai Y., Cao D., et.al. Driver Lane Change Intention Inference for Intelligent Vehicles: Framework, Survey, and Challenges // IEEE Transactions on Vehicular Technology. 2019. Vol. 68 (5). P./ 4377–4390. https://doi.org/10.1109/TVT.2019.2903299

3. Wang Z., Wu Y., Niu Q. Multi-Sensor Fusion in Automated Driving: A Survey // IEEE Access. 2020. Vol. 8. P. 2847–2868. http://dx.doi.org/10.1109/ACCESS.2019.2962554

4. Yanovsky F. J. Millimeter Wave Technology in Wireless PAN, LAN, and MAN. Sebastopol, CA: Auerbach Publications CRC Press, 2008. 448 p.

5. De-Las-Heras G., Sánchez-Soriano J., Puertas E. Advanced Driver Assistance Systems (ADAS) Based on Machine Learning Techniques for the Detection and Transcription of Variable Message Signs on Roads // Sensors. 2021. Vol. 21(17). P. 5866‑5880. https://doi.org/10.3390/s21175866

6. Lin T.-Y., Goyal P., Girshick R., He K., Dollár P. Focal Loss for Dense Object Detection // IEEE Transactions on Pattern Analysis and Machine Intelligence. 2020. Vol. 42(2). P. 318‑327. https://doi.org/10.1109/TPAMI.2018.2858826

7. Robby G. A., Tandra A., Susanto I., Harefa J., Chowanda A. Implementation of Optical Character Recognition using Tesseract with the Javanese Script Target in Android Application // Procedia Computer Science. 2019. Vol. 157. P. 499‑505. https://doi.org/10.1016/j.procs.2019.09.006

8. Lindemann B., Müller T., Vietz H., Jazdi N., Weyrich M. A survey on long short-term memory networks for time series prediction // Procedia CIRP. 2021. Vol. 99. P. 650‑655. https://doi.org/10.1016/j.procir.2021.03.088

9. Temel D., Alshawi T., Chen M.-H., AlRegib G. CURE-TSD: Challenging unreal and real environments for traffic sign detection // IEEE Dataport. URL: https://ieee-dataport.org/openaccess/cure-tsd-challenging-unreal-and-real-environment-traffic-sign-detection (дата обращения 07.07.2023).

10. Емельянов С. О., Иванова А. А., Швец Е. А., Николаев Д. П. Методы аугментации обучающих выборок в задачах классификации изображений // Сенсорные системы. 2018. Т. 32, № 3. С. 236–245.

11. Ahmed S., Kamal U., Hasan M. K. DFR-TSD: A Deep Learning Based Framework for Robust Traffic Sign Detection Under Challenging Weather Conditions // IEEE Transactions on Intelligent Transportation Systems. 2021. Vol. 23(6). P. 5150–5162. https://doi.org/10.1109/TITS.2020.3048878

12. Харченко И. К., Боровской И. Г., Шельмина Е. А. Использование ансамбля сверточных нейронных сетей для распознавания дорожных знаков // Вестник Томского гос. ун-та. Управление, вычислительная техника и информатика. 2022. № 61. С. 88–96. 10.17223/19988605/61/9

13. Abdennour N., Ouni T., Ben Amor N. Driver identification using only the CAN-Bus vehicle data through an RCN deep learning approach // Robotics and Autonomous Systems. 2021. Vol. 136. https://doi.org/10.1016/j.robot.2020.103707

14. Zhang J., Wu Z., Li F., Xie C., Ren T., Chen J. et al. A Deep Learning Framework for Driving Behavior Identification on In-Vehicle CAN-BUS Sensor Data // Sensors. 2019. Vol. 19(6). P. 1356‑1373. https://doi.org/10.3390/s19061356

15. Kubiš M., Beňo P. Realization of communication via the CAN bus // Transportation Research Procedia. 2019. Vol. 40. P. 332–337. https://doi.org/10.1016/j.trpro.2019.07.049

16. Zhou A., Li Z., Shen Y. Anomaly Detection of CAN Bus Messages Using a Deep Neural Network for Autonomous Vehicles // Applied Sciences. 2019. Vol. 9(15). P. 3174‑3186. https://doi.org/10.3390/app9153174

17. Khanam F., Munmun F. A., Ritu N. A., Saha A. K., Mridha M. F. Text to Speech Synthesis: A Systematic Review, Deep Learning Based Architecture and Future Research Direction // Journal of Advances in Information Technology. 2022. Vol. 13(5). P. 398‑412. http://dx.doi.org/10.12720/jait.13.5.398-412

18. Simonyan K., Zisserman A. Very Deep Convolutional Networks for Large-Scale Image Recognition // 3rd International Conference on Learning Representations. 2015. P. 1–14 URL: https://arxiv.org/abs/1409.1556v6 (02.06.2023). https://doi.org/10.48550/arXiv.1409.1556

19. Lucy C., Yu M., Melat K. W., Diarra B., Daniel M. G., Jessilyn D. Does deidentification of data from wearable devices give us a false sense of security? A systematic review // The Lancet Digital Health. 2023. Vol. 5(4). P. 239‑247. https://doi.org/10.1016/S2589-7500(22)00234-5

20. Smith M., Miller S. Biometric Identifcation, Law and Ethics. Canberra, A


Рецензия

Для цитирования:


Харченко И.К., Боровской И.Г., Шельмина Е.А. Модульная архитектура системы помощи водителю для эффективного распознавания дорожных знаков. Вестник НГУ. Серия: Информационные технологии. 2023;21(3):56-71. https://doi.org/10.25205/1818-7900-2023-21-3-56-71

For citation:


Kharchenko I.K., Borovskoy I.G., Shelmina E.А. Modular Architecture of Advanced Driver Assistance Systems for Effective Traffic Sign Recognition. Vestnik NSU. Series: Information Technologies. 2023;21(3):56-71. (In Russ.) https://doi.org/10.25205/1818-7900-2023-21-3-56-71

Просмотров: 105


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1818-7900 (Print)
ISSN 2410-0420 (Online)