Preview

Вестник НГУ. Серия: Информационные технологии

Расширенный поиск

Автоматизированная система контроля формирования индикаторов достижения компетенций при изучении основ алгебры логики

https://doi.org/10.25205/1818-7900-2022-20-3-51-64

Аннотация

Эффективное изучение дисциплины «Информатика» невозможно без широкого применения информационных технологий. Одним из основополагающих разделов информатики является алгебра логики. Применение традиционных методов тестирования обучающихся для оценки степени освоения этой темы имеет ряд определенных недостатков, что обуславливает необходимость создания других интерактивных средств для этой цели. Статья посвящена особенностям разработки и функционирования автоматизированной системы «Алгебра логики», которая предназначена для контроля формирования индикаторов достижения компетенций, полученных при изучении основ алгебры логики. Разработанная система позволяет автоматически сформировать индивидуальный вариант задания, содержащий задачи трех типов. Первое задание включает в себя построение таблиц истинности для трех логических функций, второе требует построить логическую схему, третье задание ориентировано на упрощение логического выражения. Архитектура системы включает в себя восемь независимых модулей, реализующих синтез нового комплекта заданий и его оформление, декомпозицию полученных логических функций, построение таблиц истинности, анализ и оценку результатов. В статье раскрыта концепция работы каждого модуля. Подробно описана работа модулей синтеза и анализа логических функций, приведены укрупненные графические схемы алгоритмов их функционирования. Рассмотренная автоматизированная система за время эксплуатации зарекомендовала себя положительно, она позволяет объективно оценить теоретические знания пользователей и их умения применять известные способы построения таблиц истинности. К достоинствам системы относятся небольшой объем занимаемой на диске памяти, возможность функционирования в компьютерных сетях и на локальных компьютерах, интуитивно понятный интерфейс, разнообразие генерируемых заданий и возможность автоматической проверки результатов их выполнения.

Об авторах

Е. А. Сидорова
Омский государственный университет путей сообщения
Россия

 Сидорова Елена Анатольевна, доктор технических наук, доцент, заведующий кафедрой «Информатика и компьютерная графика»

Омск
Researcher ID: B-5089-2017 



А. В. Долгова
Омский государственный университет путей сообщения
Россия

 Долгова Анна Владимировна, кандидат технических наук, доцент, доцент кафедры «Информатика и компьютерная графика»

Омск
Researcher ID: D-9708-2019 



С. П. Железняк
Омский государственный университет путей сообщения
Россия

 Железняк Светлана Петровна, кандидат технических наук, доцент кафедры «Информатика и
компьютерная графика»

Омск
Researcher ID: AAM-5444-2021 



Список литературы

1. Российская Федерация. Законы. Об образовании в Российской Федерации : Федеральный закон № 273-ФЗ : [принят Государственной думой 29 декабря 2012 года : одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года] [Электронный ресурс] // Доступ из справ.-правовой системы КонсультантПлюс.

2. Российская Федерация. Единый план по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года : [утвержден распоряжением Правительства РФ от 01.10.2021 N 2765-р : с изменениями от 24.12.2021] [Электронный ресурс] // Доступ из справ.-правовой системы КонсультантПлюс. 3. Евсеева Т. П. Разработка тестовых заданий как один из методов технологии интерактивного обучения // Вестник Казанского технологического университета. 2014. Т. 17, № 5. С. 320–324.

3. Свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ № 2008614627 Российская Федерация. Универсальная тестово-обучающая программа контроля профессиональных знаний Test Master 2007: № 200861340 : заявл. 29.07.2008 : зарегистр. 25.09.2008.

4. Киселева Н. А. К вопросу об использовании тренинговых занятий в образовательном процессе вуза [Электронный ресурс] // Педагогические науки. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-ob-ispolzovanii-treningovyh-zanyatiy-v-obrazovatelnom-protsesse-vuza/viewer (дата обращения 20.04.2021).

5. González A. G., Salgado D. R., J. García Sanz-Calcedo, C. Cruz García, J. Barrios Muriel, O. Lopez Perez, Alvarez Garsia F.J. A teaching methodology for the real-time assessment of students’ competencies related to manufacturing subjects using technology based on electronic devices. Procedia Manufacturing, 2019. Vol. 41. Pp. 579–586.

6. Будилова А. С. Развитие коммуникативных умений студентов при обучении информационным технологиям на основе тренинга [Электронный ресурс] // Наука и перспективы. 2016. № 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-kommunikativnyh-umeniy-studentovpri-obuchenii-informatsionnym-tehnologiyam-na-osnove-treninga/viewer (дата обращения 20.04.2021).

7. Посов И. А. Программирование генераторов задач. [Электронный ресурс] // Компьютерные инструменты в образовании. 2010. № 3. С. 19–31. URL: http://www.ipo.spb.ru/journal/content/1197/Программирование%20генераторов%20задач.pdf (дата обращения 20.04.2021).

8. Ультан А. Е. Компьютерная обучающая система «Алгебра логики» [Электронный ресурс] //Инновации в науке. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kompyuternaya-obuchayuschayasistema-algebra-logiki-1 (дата обращения: 17.04.2022).

9. Сидорова Е. А., Долгова А. В., Железняк С. П. Автоматизированная система синтеза структурированного учебного контента [Электронный ресурс] // Вестник НГУ. Серия: Информационные технологии. 2021. Т. 19, № 2. C. 102–114. DOI: 10.25205/1818-7900-2021-19-2-102-114


Рецензия

Для цитирования:


Сидорова Е.А., Долгова А.В., Железняк С.П. Автоматизированная система контроля формирования индикаторов достижения компетенций при изучении основ алгебры логики. Вестник НГУ. Серия: Информационные технологии. 2022;20(3):51-64. https://doi.org/10.25205/1818-7900-2022-20-3-51-64

For citation:


Sidorova E.A., Dolgova A.V., Zheleznyak S.P. Automated System of Competencies Indicators’ Formation Control during the Basic Boolean Algebra Studying. Vestnik NSU. Series: Information Technologies. 2022;20(3):51-64. (In Russ.) https://doi.org/10.25205/1818-7900-2022-20-3-51-64

Просмотров: 178


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1818-7900 (Print)
ISSN 2410-0420 (Online)