Автоматизированная система синтеза структурированного учебного контента
https://doi.org/10.25205/1818-7900-2021-19-2-102-114
Аннотация
Изучение дисциплины «Информатика» на современном этапе практически невозможно представить без применения электронных образовательных ресурсов. В качестве этих ресурсов чаще всего выступают электронные учебно-методические комплексы (ЭУМК) дисциплины. Формирование комплекта учебных материалов для наполнения ЭУМК - трудоемкий и ресурсоемкий процесс, от результатов которого зависит эффективность работы студентов на занятии. Статья посвящена разработке автоматизированной системы синтеза структурированного учебного контента, представляющей собой универсальную оболочку ЭУМК дисциплины «Информатика». Система позволяет унифицировать подход к учебному процессу, применять ее вне зависимости от трудоемкости и содержания дисциплины, обеспечивать эффективную работу студентов в локальной вычислительной сети (ЛВС) вуза. Разработанная система включает в себя шесть независимых модулей, реализующих выбор параметров для загрузки комплекса, сервисные функции, загрузку ЭУМК, авторизацию и настройки, контроль формирования компетенций. В статье раскрыта концепция работы каждого модуля. Подробно описана работа модуля выбора параметров загрузки ЭУМК, приведена укрупненная графическая схема алгоритма его функционирования. Структура ЭУМК реализована в соответствии с рабочей программой дисциплины «Информатика». Весь учебный контент разделен на два логически завершенных раздела, каждый из которых включает в себя несколько подразделов. В качестве разделов и подразделов ЭУМК выступают узлы иерархического дерева TreeView, которые наполняются по специальному алгоритму элементами учебного контента. При наполнении ЭУМК в подраздел контрольно-измерительных материалов подключаются специально разработанные на языке VBA электронные интерактивные тренажеры - программы-генераторы заданий по разным темам, а также универсальная тестово-обучающая программа контроля знаний. Рассмотренная в статье система обладает следующими достоинствами: небольшой объем занимаемой на диске памяти, возможность работы как в ЛВС с выделенным сервером, так и с хранилищем на локальном компьютере студента, гибкое наполнение заявленных разделов в зависимости от объема рассматриваемого курса, уровня подготовки студентов.
Об авторах
Е. А. СидороваРоссия
Сидорова Елена Анатольевна - доктор технических наук, доцент, заведующий кафедрой информатики и компьютерной графики.
Омск.
ResearcherID B-5089-2017
А. В. Долгова
Россия
Долгова Анна Владимировна - кандидат технических наук, доцент, доцент кафедры информатики и компьютерной графики.
Омск.
ResearcherID D-9708-2019
С. П. Железняк
Россия
Железняк Светлана Петровна - кандидат технических наук, доцент кафедры информатики и компьютерной графики.
Омск.
ResearcherID AAM-5444-2021
Список литературы
1. Safiullin N., Maratkanova E., Safiullin L., Saipullaev U. The Global Information Educational Resources: Methodological Issues. Procedia - Social and Behavioral Sciences, 2015, vol. 191, p. 2391-2395.
2. Gonzalez A. G., Salgado D. R., Garcia Sanz-Calcedo J., Cruz Garcia C., Barrios Muriel J., Lopez Perez O., Alvarez Garsia F. J. A teaching methodology for the real-time assessment of students' competencies related to manufacturing subjects using technology based on electronic devices. Procedia Manufacturing, 2019, vol. 41, p. 579-586.
3. Шарипов М. И. Организация вызовов рекурсивных функций в современном программном обеспечении и проблемы производительности рекурсивных алгоритмов // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2016. № 5-1. С. 122-126.
4. Посов И. А. Программирование генераторов задач // Компьютерные инструменты в образовании. 2010. № 3. С. 19-31.
5. Будилова А. С. Развитие коммуникативных умений студентов при обучении информационным технологиям на основе тренинга // Наука и перспективы. 2016. № 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-kommunikativnyh-umeniy-studentov-pri-obuchenii-informatsionnym-tehnologiyam-na-osnove-treninga/viewer (дата обращения 20.04.2021).
6. Киселева Н. А. К вопросу об использовании тренинговых занятий в образовательном процессе вуза // Педагогические науки. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-ob-ispolzovanii-treningovyh-zanyatiy-v-obrazovatelnom-protsesse-vuza/viewer (дата обращения 20.04.2021).
7. Евсеева Т. П., Сабирова Ю. В. Разработка тестовых заданий как один из методов технологии интерактивного обучения // Вестник Казан. технол. ун-та. 2014. Т. 17, № 5. С. 320-324.
8. De la Pena Esteban F. D., Lara Torralbo J. A., Lizcano Casas D., Martinez Rey M. A. Expert system for problem solving in distance university education: The successful case of the subject “operations management”. Journal Expert Systems, 2019, vol. 36 (5), e12444.
Рецензия
Для цитирования:
Сидорова Е.А., Долгова А.В., Железняк С.П. Автоматизированная система синтеза структурированного учебного контента. Вестник НГУ. Серия: Информационные технологии. 2021;19(2):102-114. https://doi.org/10.25205/1818-7900-2021-19-2-102-114
For citation:
Sidorova E.A., Dolgova A.V., Zheleznyak S.P. Automated System Synthesis of Structured Educational Content. Vestnik NSU. Series: Information Technologies. 2021;19(2):102-114. (In Russ.) https://doi.org/10.25205/1818-7900-2021-19-2-102-114